Рекламное агентство по своей правовой сути является компанией – связующим звеном между производством, закупками и непосредственным заказчиком. Такая роль «системного интегратора» порождает множество рисков. Зачастую компании-поставщики, заключающие договоры с рекламным агентством, используют серые или черные схемы ведения бизнеса.

Особенно часто такие схемы используются в случае поставок продукции из-за границы (например, сувенирная продукция из Китая) или в случае, если компания-поставщик является перекупщиком.

Таким образом, рекламное агентство заключает договоры поставки не напрямую с лицом, ведущим бизнес, а с «номинальными компаниями», или, как их принято называть - «фирмами-однодневками», в то время как действительные участники бизнеса после перепродажи, просто выводят денежные средства из такой фирмы.

Такое положение порождает несколько рисков:

  • «Номинальная» компания в любой момент может полностью приостановить или прекратить свою деятельность без перехода обязательств к кому-либо. Отсюда вытекает риск невозможности предъявления претензий в случае брака или недопоставки продукции (особенно, если договором предусмотрена предоплата). «Фирма-однодневка» фактически не является субъектом хозяйственной деятельности. Поэтому, в случае нарушения такой компанией условий договора, взыскать с такой фирмы денежные средства чаще всего невозможно, а действительный владелец «бизнеса» в следующий раз может предлагать товары от другой «фирмы-однодневки», при этом проследить связь между ним и его «фирмами» практически невозможно. Наличие такого риска особенно не приемлемо, в случае, если по договору с заказчиком, как чаще всего бывает, предусмотрена крупная неустойка за просрочку поставки или недопоставку, не говоря уже о санкциях, в случае обнаружения скрытых недостатков.
  • Кроме того существует риск наступления неблагоприятных налоговых последствий: Инспекции ФНС России проводят мониторинг деятельности предприятий, в том числе на предмет взаимодействия с «фирмами-однодневками». Даже единовременный контакт с такой фирмой, может послужить основанием для принятия налоговым органом решения о проведении налоговой проверки или, в любом случае, привлечет пристальное внимание налоговых органов к рекламному агентству. Кроме того, согласно сложившейся судебной практике, связанной с налоговыми спорами, налогоплательщик самостоятельно отвечает за выбор контрагента, и, в случае уплаты денежных средств «фирме-однодневке», соответствующие налоги, в том числе НДС, неуплаченные «номинальной компанией» могут быть доначислены рекламному агентству.

Предложения от ЛИГАЛТЭК:

  • разработка и внедрение системы правового аудита контрагентов, исключающей работу с «фирмами однодневками»;
  • доработка или разработка рамочных типовых договоров поставки, подряда, а также агентских или иных договоров с заказчиками, с целью минимизации правовых рисков рекламного агентства;
  • разработка пакета типовых документов, минимизирующих риск неблагоприятных налоговых последствий для рекламного агентства;
  • взыскание в досудебном и судебном порядке денежных средств с недобросовестных контрагентов, вплоть до ареста счетов номинальных компаний и возбуждения уголовного дела в отношении действительного владельца бизнеса;
 
© ЛигалТэк - консалтинг нового поколения
Москва, ул.Антонова-Овсеенко, д.15, стр.3, тел.: +7(926) 524-05-04
АНАЛИТИКА
10/09 Договор купли-продажи будущей вещи ...
Постановлением Пленума ВАС РФ № 5 ...
14/08 Закон об амнистии капитала. Основные положения. ...
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Федерального ...